АО «Рахат» сообщило о намерении продать 76% своих акций корейской компании LOTTE Confectionery. Отечественная фабрика являлась одним из немногих кондитерских предприятий на территории СНГ, где иностранцы не диктовали свои условия. Но, видимо, пришло время и её заправить «импортной начинкой».
Если в руках иностранцев меньше 50% акций - это некритично. Но 76% ценных бумаг дают акционерам право вмешиваться в деятельность компании. И, возможно, фабрика «Рахат» начнёт выпускать конфеты с перцем, пишет «Мегаполис». Причина этих шоколадно-мармеладных событий указана на сайте KASE и звучит довольно странно: «Данная сделка способствует дальнейшему развитию взаимовыгодных экономических и культурных отношений между Казахстаном и Южной Кореей». Подробности этой сделки не разглашаются. По словам пресс-секретаря компании Натальи Тимощук, на качестве конфет это никак не скажется. Фабрика будет работать в обычном режиме, сотрудники останутся прежними.
- Трудно сказать, зачем это нужно «Рахату». Мы сами в шоке от их намерения, - поделилась с нами директор ТОО «Актауская кондитерская фабрика «Волна» Надежда Карась. - Видимо, понадобились деньги. Инвесторы обычно вкладывают средства в развитие. Возможно, на фабрике обновится оборудование. Слышала, что Попелюшко хотел сделать фабрику за городом. Возможно, деньги пойдут на строительство. Взять кредит - это значит платить проценты. А это приведёт к удорожанию продукции…
- Они сейчас взяли огромной завод в Шымкенте, которого очень долго добивались, -прояснила ситуацию президент Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская. - В данном случае речь идёт о вложении инвестиций в это предприятие. Для них важно запустить шымкентскую кондитерскую фабрику, чтобы работать на всю Центральную Азию. Алматинского предприятия это никак не коснётся. И на конфетах это никак не отразится. У «Рахата» качество - превыше всего. Там есть авторское право, технические условия, поэтому не надо переживать. Инвесторы заинтересованы в продукции именно такого качества…
«Марс» против «Белочки»
Заморские производители уже прибрали к рукам большинство кондитерских фабрик России, Украины и Казахстана. «Марсы», «сникерсы» и «баунти» теснят на прилавках «мишек косолапых» и «белочек». Американская компания Маrs контролирует производство на 2-х кондитерских фабриках в Подмосковье. Британская Cadbury делает конфеты в Новгородской области. «Baring Vostok Capital Partners», дочерняя фирма англо-голландского банка, создала объединение «СладКо». Швейцарской Nestle принадлежат контрольные пакеты, как минимум, 6 предприятий в 5 регионах России. Компания также владеет контрольным пакетом львовской кондитерской фабрики «Свиточ» (Украина). Не отстаёт от Nestleи европейская корпорация Roshen. Она уже контролирует ситуацию на Винницкой, Киевской, Кременчугской и Мариупольской фабриках. Не обошла экспансия забугорных кондитеров и Казахстан. 83% акций АО «Конфеты Караганды» принадлежит компании U. I. G. Limited (Великобритания), 15% акций ОАО «Баян-Сулу» в руках компании FlemingtonGroupLtd (США). В том же «Рахате» 29% ценных бумаг принадлежит (или принадлежало) американской компании. Исключением является Белоруссия. Там крупные кондитерские фабрики контролирует государство. Но в прошлом году председатель Белкоопсоюза Сергей Сидько заявил, что Белоруссии нужен аналог Roshen.
Приторно-сладкие условия для инвесторов
Заморские кондитеры имеют ряд внушительных льгот в странах СНГ. Например, в Казахстане инвестор освобождается от уплаты таможенных пошлин при ввозе оборудования, комплектующих и сырья. Тонна какао-бобов на Лондонской бирже не так давно стоила 2367 долларов. Если к этой цене прибавить таможенные пошлины, то цифра получится внушительная. Выходит, только компании с иностранным участием могут выдержать ценовую конкуренцию? Вот она - «изюминка» в импортном шоколаде!
Для инвесторов предусмотрены налоговые послабления до 7 лет. В регионах с низким уровнем социально-экономического развития им возмещают часть затрат на газ, электроэнергию. Их расходы на модернизацию и реконструкцию могут относиться на вычеты в течение периода до трёх лет. Отечественные производители могут только мечтать об этом.
О вкусах не спорят
Иностранные компании обычно скрывают свою рецептуру, и узнать фактическое соотношение ингредиентов невозможно. ГОСТов они не придерживаются, а техусловия диктует сама фирма. Попробуй угадай, что подмешали в шоколад забугорные производители? Советский ГОСТ не разрешал использовать для производства шоколада ничего, кроме продуктов из какао-бобов и сахара. И вплоть до 2010 года у нас был один из самых строгих европейских стандартов.
Теперь производителям разрешено добавлять в шоколад до 5% посторонних жиров. Такие послабления появились, потому как нормы и правила разрабатывались при участии ООО «Марс», ООО «Дирол Кэтбери». Что касается Южной Кореи, то там туристам предлагают женьшеневый и кактусовый шоколад. Может, и они появятся в наших ГОСТАх?